Будущее рынка высокотехнологичной продукции

17 апреля глава крупнейшего частного оборонного Концерна «РТИ» Максим Кузюк выступил на Пленарной дискуссии в рамках 21-й Международной выставки «ExpoElectronica -2018» и представил свое видение перехода оборонных предприятий на производство высоконкурентной гражданской продукции.

Задача по диверсификации предприятий ОПК на гражданском рынке была поставлена Президентом РФ Владмиром Путиным в конце 2016 года и с тех пор государство предложило достаточно инструментов для развития в гражданских отраслях. Это новые программы заемного финансирования Фонда развития промышленности – «Конверсия» и «Комплектующие изделия», запуск Минпромторгом совместной программы кредитования с «Внешэкономбанком», субсидирование затрат на поставку пилотных партий новой промышленной продукции и НИОКР и новые правила субсидирования и государственного регулирования цен в гособоронзаказе. Сегодня, по сообщениям СМИ, в основной пул Минпромторга уже входят более 170 проектов по диверсификации ОПК, запланированных к реализации в ближайшие четыре-пять лет.

Тем не менее, как отметили докладчики, этот переход не будет простым, а компаниям ОПК придется пройти существенную трансформацию, чтобы стать продукто- и клиенто-ориентированными. Рынок гражданской продукции требует иных компетенций: самостоятельной формулировки требований к продукции, понимания рынка и каналов продвижения, проектирования под заданную стоимость, рыночное ценообразование. Подобные трансформации невозможны без воли руководителя, четких целей изменения и сильной команды. Что касается последнего, по мнению Максима Вадимовича, важную роль в успешности конверсии предприятий ОПК будет иметь новые подходы к обучению сотрудников. Например, чтобы воспитать инженеров новой формации на базе МФТИ с его участием была создана кафедра Высшей школы системного инжиниринга, на которой проходят подготовку уже действующие сотрудники предприятий ОПК. «Основное что меняется в процессе обучения, это мышление – в новых условиях над думать по-другому».

По мнению генерального директора АО «РТИ» Максима Кузюка, процесс изменения и обучения организаций, а также тестирование рынков потребуют времени и терпимости к возможным ошибкам на протяжении, как минимум 5 лет. При этом изменения будут невозможны, если без твердой позиции руководства министерств и госкорпораций, а также должных условий для формирования новых рынков.

«Я верю в успех конверсии отечественных оборонных предприятий, потому что сегодня на рынке высокотехнологичной продукции для этого есть все условия: слабый рубль и преимущество по стоимости рабочей силы новые барьеры на импорт - новые рынки импортозамещения, а для организаций ОПК, в целом, есть еще и доступ к дешевым кредитам и возможность субсидировать процентную ставку,» – отметил в своем выступлении Максим Кузюк.

URL