Несмотря на высокую степень готовности второго этапа экспедиции, Федор Конюхов и Виктор Симонов приняли решение продолжить ее в следующем году.
Сделать перерыв в арктической экспедиции на собачьих упряжках на год — такое решение после всесторонней оценки климатических перспектив активно наступившего в Гренландии полярного лета и связанного с ним нестабильного состояния ледникового покрова острова приняли Федор Конюхов и Виктор Симонов.
— Мы достаточно поздно оказались на северном побережье Гренландии в точке старта второго этапа экспедиции. До этого почти неделю пережидали мощный циклон в Канаде на острове Уорт Хант. Столько же дней потеряли
из-за непогоды уже в Гренландии. За это время мы смогли бы пройти более 500 километров по леднику. Теперь есть опасения и они небезосновательны, что при завершении пути мы просто не выйдем на собачьих упряжках в точку финиша, так как ледник на юге острова сильно подтает, и экспедиция самостоятельно не спустится на южное побережье Гренландии.Такие же рекомендации выдал путешественникам и штаб экспедиции, основываясь на прогнозах Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Арктического и антарктического
научно-исследовательского института, зарубежных ледовых служб. Они оказывали помощь экспедиции, предоставляя ей прогнозы погоды и дрейфа льда, спутниковые снимки ледовой обстановки в Арктике по пути следования.Уже очевидно, что потепление климата, начавшееся на планете около 100 лет назад, вызывает уменьшение количества льда в Арктике. За столетие средняя глобальная температура воздуха на Земле повысилась на 0,6–0,8 градуса Цельсия (±0,1 градуса). Это ведет к серьезным изменениям геофизических и гидрометеорологических процессов. В частности, уменьшаются площадь и толщина вечной мерзлоты в Арктической зоне, все дальше на Крайний Север отступает ее граница. Интенсивность аналогичных процессов в Северном Ледовитом океане и атмосфере над ним также серьезно возросла. Федор Конюхов и Виктор Симонов стали очевидцами большого количества во льду трещин и полыней с внушительными акваториями открытой океанской воды.
В связи с такой ситуацией в Арктике даже полярная станция
«СП-40» , начавшая свою работу в октябре минувшего года, вынуждена завершить ее на три месяца раньше намеченного срока: льдина, на которой обосновались полярники, начала разрушаться. К«СП-40» направляется атомный ледокол «Ямал», срочно вышедший из Мурманска для эвакуации дрейфующей станции, которая сейчас находится у берегов Канады.Напомним, что экспедиция Федора Конюхов и Виктора Симонова планировала за один сезон пройти на собачьих упряжках самый протяженный маршрут в Арктике — от географической точки Северного полюса до побережья Канады и затем через Гренландию с севера на юг. Протяженность маршрута более 4 тысяч километров.
С момента организации экспедиция приобрела статус национальной: ее поддержали Русское географическое общество и Республика Карелия, путешественников благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Уже на полюсе их приветствовали члены Арктического совета, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев и специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.
Экспедиция стартовала 6 апреля с Северного полюса при поддержке российской ледовой станции «Барнео», а уже 23 мая успешно достигла побережья Канады, острова Уорт Хант. За 46 суток Федор Конюхов и Виктор Симонов, используя упряжку ездовых собак, которые выращены в Республике Карелия, преодолели свыше 900 км по дрейфующему льду Арктики.
Впервые в истории россияне пересекли Северный Ледовитый океан от Северного полюса до побережья Канады на собачьих упряжках, не потеряв ни одной собаки!
Не однажды в пути они были на грани выживания, когда путешественники и нарты с продовольствием, снаряжением и
Еще большего уважения заслуживает тот факт, что в этих экстремальных условиях Федор Конюхов и Виктор Симонов провели целый ряд научных исследований в интересах своих генеральных партнеров — АФК «Система»,
— Честно говоря, мы немного сомневались в том, что после всех этих падений и купаний ярославская техника будет работать. Но, как показали тестовые включения, и буй, и радиостанция прекрасно выдержали испытания экстремальными условиями Арктики, продемонстрировали стопроцентную надежность! На них можно положиться в критической ситуации на суше и на море, им можно доверить жизнь!
Для определения текущих координат путешественники использовали навигаторы, предоставленные компанией «НИС ГЛОНАСС». Использование приборов в течение двух месяцев показало, что они выдают максимально точные координаты. Так, в начале мая канадские летчики, осуществлявшие подброс продовольствия и снаряжения, с одного захода вышли на лагерь экспедиции. И как отмечают сами путешественники, погрешность в расчетах не превышала трех метров.
— Диапазон коротких волн (
КВ-диапазон ) очень интересен для работы в условиях полярных широт. Помимо связи, нам очень интересны радиолокационные приложения этого диапазона, позволяющие создавать информационные средства, способные реально «заглянуть за горизонт». Поэтому результаты сеансов связи с Федором Конюховым будут нами внимательно изучены после окончания экспедиции и, уверен, будут иметьнаучно-практическое значение.Находясь в Гренландии, Федор Конюхов и Виктор Симонов успешно провели тестовые включения
аварийно-спасательного радиооборудования, предоставленного имОАО «РТИ» : морского аварийного радиобуяАРБМ-406Н и авиационной аварийнойрадиостанции-радиомаяка Р-855 производства Ярославского радиозавода (входит в состав «РТИ»), — подтвердившие его высокое качество и надежность.
— Мы приняли решение вернуться в Канаду в 2014 году и продолжить второй этап экспедиции по намеченному маршруту, теперь уже от острова Уорт Хант. Преодолеем пролив Баффина и выйдем без заброски авиацией на ледник Гренландии, чтобы пересечь остров с севера на юг по максимально возможной его длине.
Планируется, что во время второго этапа экспедиции путешественники продолжат научные исследования. В частности, натурные испытания, которые будут проведены ими в интересах